Адвокат работает во всех судах Москвы и Московской области, а также в других регионах страны.

Адвокат

Эдуард ПАНКОВ

Публикации.
См. другие заметки
[2006-05-22]
Своим появлением на сайте эта публикация обязана участию адвоката Эдуарда Панкова в подготовке статьи, недавно увидевшей свет в издании "Собеседник". Автор статьи - журналист Илья Козаков - попросил адвоката Панкова дать свои комментарии по некоторым типичным ситуациям, возникающим во взаимоотношениях пассажиров и контроллеров. Отсюда и родилась форма публикации, приведенной на нашем сайте, - она построена в виде ответов на часто задаваемые вопросы.

Пассажиры и контроллеры: ответы на часто задаваемые вопросы

Может ли контроллер высадить безбилетника из автобуса? Может ли он применять при этом силу?
Законом детально не урегулирован порядок действий, к которому может (или должен) прибегнуть контролер, когда необходимо высадить безбилетника из транспортного средства. Так, в согласно ч.2 п 201 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (Утверждены Приказом МПС России от 26 июля 2002 г.№ 30) в случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда. Однако насилие в любом случае исключается, т.к. действия контролера явно не будут соответствовать характеру нарушения, и причиненный (возможно) вред будет более значительным, чем предотвращенный. Поэтому в случае отказа пассажира покинуть транспортное средство применение к нему силы недопустимо - контроллер может лишь предложить выйти.
Характер и степень ответственности контролера, применившего насилие к пассажиру, будет зависеть от тяжести совершенного поступка. В связи с тем, что контроллер является должностным лицом, не исключается привлечение его к отвественности по статье 286 Уголовного кодекса РФ "Превышение должностных полномочий".

Может ли контролер доставить отказавшегося платить штраф безбилетника в милицию?
Закон говорит, что принудительное препровождение гражданина в отделение милиции возможно, если возникает необходимость в составлении протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ). Когда мы имеем дело с безбилетным проездом, протокол полагается составлять только в том случае, если гражданин не признает себя нарушителем и отказывается платить штраф (ст. 28.6 КоАП РФ).

Какая ответственность грозит контролеру, оскорбившему пассажира?
Возможно привлечение контроллера как к гражданско-правовой, так и к уголовной ответственности. Если контроллер унизил честь и достоинство пассажира, выразив это в неприличной форме (например, нецензурно выругался, показал неприличный жест и т.д.), - совершено преступление, предусмотренное статьей 130-й Уголовного кодекса РФ. Если действия контроллера не были неприличными по форме, пассажир может предъяить гражданский иск с требованием компенсации морального вреда.

Что делать пассажиру, если он считает, что контроллер действует в отношении него неправомочно?
Если в отношении пассажира допущены подобные нарушения, он имеет право обратиться за защитой к государству (милицию, суд и т.д.). При этом для положительного разрешения спора решающее значение имеет наличие доказательств. К примеру, если пассажира оскорбил контроллер, желательно найти свидетелей, которые могли бы подтвердить противоправные действия контроллера. Также желательно выяснить фамилию и другие данные контроллера.

Может ли пассажир пассажир не оплачивать проезд, если качество оказываемой ему услуги кажется ему неудовлетворительным (автобус опаздывает, в автобусе грязные сиденья и др.) ?
В любом случае оплатить проезд пассжир обязан. Однако он имеет право требовать уменьшения стоимости оказываемой услуги - в данном случае стоимости проезда (ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Поделиться:
Copyright (C) eduardpankov.ru, 2004-2018. Все права защищены.