Адвокат работает во всех судах Москвы и Московской области, а также в других регионах страны.
Адвокат
Эдуард ПАНКОВ
[2006-05-22]
Своим появлением на сайте эта публикация обязана
участию адвоката Эдуарда Панкова в подготовке статьи,
недавно увидевшей свет в издании "Собеседник".
Автор статьи - журналист Илья Козаков - попросил адвоката
Панкова дать свои комментарии по некоторым типичным ситуациям,
возникающим во взаимоотношениях пассажиров и контроллеров.
Отсюда и родилась форма публикации, приведенной на нашем сайте, - она построена
в виде ответов на часто задаваемые вопросы.
Пассажиры и контроллеры: ответы на часто задаваемые вопросы
Может ли контроллер высадить безбилетника из автобуса?
Может ли он применять при этом силу?
Законом детально не урегулирован порядок действий, к которому может (или должен)
прибегнуть контролер, когда необходимо высадить безбилетника из
транспортного средства. Так, в согласно ч.2 п 201 Правил перевозки пассажиров,
багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте
(Утверждены Приказом МПС России от 26 июля 2002 г.№ 30) в случае отказа
пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению
из поезда. Однако насилие в любом случае исключается, т.к. действия контролера
явно не будут соответствовать характеру нарушения, и причиненный (возможно)
вред будет более значительным, чем предотвращенный. Поэтому в случае отказа
пассажира покинуть транспортное средство применение к нему силы недопустимо -
контроллер может лишь предложить выйти.
Характер и степень ответственности контролера, применившего
насилие к пассажиру, будет зависеть от тяжести совершенного поступка.
В связи с тем, что контроллер является должностным лицом, не исключается
привлечение его к отвественности по статье 286 Уголовного
кодекса РФ "Превышение должностных полномочий".
Может ли контролер доставить отказавшегося платить
штраф безбилетника в милицию?
Закон говорит, что принудительное препровождение гражданина в отделение
милиции возможно, если возникает необходимость в составлении протокола об
административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ).
Когда мы имеем дело с безбилетным проездом,
протокол полагается составлять только в том случае, если гражданин не признает
себя нарушителем и отказывается платить штраф (ст. 28.6 КоАП РФ).
Какая ответственность
грозит контролеру, оскорбившему пассажира?
Возможно привлечение контроллера как к гражданско-правовой, так и к уголовной
ответственности. Если контроллер унизил честь и достоинство пассажира,
выразив это в неприличной форме (например, нецензурно выругался,
показал неприличный жест и т.д.), - совершено преступление, предусмотренное
статьей 130-й Уголовного кодекса РФ. Если действия контроллера не были
неприличными по форме, пассажир может предъяить гражданский иск с
требованием компенсации морального вреда.
Что делать пассажиру, если он считает, что контроллер действует
в отношении него неправомочно?
Если в отношении пассажира допущены подобные нарушения, он имеет право
обратиться за защитой к государству (милицию, суд и т.д.). При этом для
положительного разрешения спора решающее значение имеет
наличие доказательств. К примеру, если пассажира оскорбил контроллер,
желательно найти свидетелей, которые могли бы подтвердить противоправные
действия контроллера. Также желательно выяснить фамилию и
другие данные контроллера.
Может ли пассажир пассажир не оплачивать проезд, если
качество оказываемой ему услуги кажется ему неудовлетворительным
(автобус опаздывает, в автобусе грязные сиденья и др.) ?
В любом случае оплатить проезд пассжир обязан. Однако он имеет право требовать
уменьшения стоимости оказываемой услуги - в данном случае стоимости
проезда (ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей").